Жизнь с точки зрения деревьев
Уже не в первый раз так получается, что спектакль, поставленный режиссером из Прибалтики, становится событием у нас. Очередное событие развернулось на подмостках петербургского театра «Балтийский дом».
Этот театр уже несколько сезонов открывает Международным фестивалем, также называемым «Балтийский дом». Одним из участников этого фестиваля стал Новый Рижский театр, который и привез обещающий стать интересным спектакль «Обломов» — новое прочтение классического романа И.А. Гончарова.
Главный режиссер спектакля — Алвис Херманис — отошел от привычной позиции осуждения главного героя, Обломов здесь — это часть природы, настолько гармонирующая с ней, что не вызывает никаких вопросов. Режиссер говорит со зрителем о природе человека, которая органично вплетается в общую природу всего мира.
К декорациям привлечено особое внимание. Пространство спектакля переполнено вещами: мелкими деталями, приметами обжитого, уютного жилища, но вместе с тем захламленного, с паутиной по углам. Некоторые же вещи просто завладевают хозяином, как уютный плед, в который кутается Обломов.
Слуга Захар тоже славно относится к вещам, к части интерьера, он неотделим от этого мира. Необыкновенное удовольствие наблюдать за актером Вилисом Даудзиньшом в роли Захара. Все его движения, манеры, скрюченная спина, все это недовольство, если приходится вставать с лежанки, принимать гостей или идти к хозяину — все говорит о том, что он уже органично сросся с этой атмосферой ленивости.
Нарочитое подчеркивание театральности пространства при помощи грима — тоже элемент интерпретации. Наше подсознание сразу напоминает о сказочных персонажах, которых в глуши, в болотах и лесных чащах не стоит тревожить. Это их мир, они привыкли жить именно так.
Блистательный Обломов — Гундарс Аболиньш. Он — квинтэссенция всей органичной ленивости. И тут зритель видит, что именно в этой органичности вся суть. Обломов подобен дереву, которое вросло корнями в почву, и пересаживать его все равно, что погубить. Он годен для созерцания – это его природа. Другое дело Штольц. Это материал, подобный доске, из него можно строить, но он уже потерял корни.
Ольга здесь – единственный женский персонаж. И она, конечно, любит Обломова, и эта любовь, конечно, бесперспективна. Замечательная находка режиссера: Ольга поет арию «Каста Дива» — обращение жрицы друидов к богам с просьбой защитить священную рощу от вторжения.
Источник http://wonlife.ru/