Суета вокруг цветка

18/08/2013

Суета вокруг цветка

«На языке цветов»

С давних пор цветам придавали двойственное значение. Оно могло быть как теологическим, мистическим, так и светским. Например, гвоздика означала Божественную любовь, так и является знаком светского презрения. Анемон мог означать как мимолетность жизни, так и выступать символом одиночества. Мак мог означать как праздность, так и быть символом сна и гибели.

«Тщетно бытие»

17-м веке в Голландии появился «ванитас», как новый, особый вид натюрморта. Он был призван олицетворять суетность и бренность всего сущего.

Подобные натюрморты можно было поделить на две больших группы : «Momento mori» и «Vanitas vanitatis». Среди «суетных» натюрмортов можно было выделить еще три вида: те, что прославляют, или наоборот, осуждают власть, восхваляющих достижения науки и искусств, а так же на тему чувств и наслаждений.

Главной деталью в натюрморте были, конечно же, цветы. Каждое растение могло иметь свое толкование, символический или мистический смысл. Однако толкование цветка могло меняться по желанию заказчика, или вообще отсутствовать, в таких случаях растение просто дополняло общую композицию. Помимо цветов, на картинах, как правило, присутствовали увядшие цветы, злаки, насекомые и ящерицы. Различная бытовая утварь от скрипки или песочных часов до черепов. Все эти второстепенные детали дополняли картину и были призваны указать на быстротечность и бренность бытия.

«Мимолетность и дороговизна»

В конце XVII века Екатерина II выложила за картины Яна ван Хейсума больше тысячи фунтов стерлингов, даже больше чем за работы Рембрандта. И, вероятно, дело в женской прихоти, ведь барон Ротшильдт за картины того же ван Хейсума, давал больше чем за картины других голландцев.

Натюрморты, в количестве двадцати двух работ представит публике московская галерея «Модус Вивенди».

Живые цветочные композиции из тюльпанов будут украшать работы как голландцев из семейства Брейгелей: Яна Питера Брейгеля, Яна Брейгеля Младшего, Фердинанда Брейгеля. А также Гаспара Питера Вербрюггена, Яна Баптиста Босхарта, Младшего, Мишеля Джозефа Спекаерта, Петера Кастелса III, Эгидиуса Нейманса, Гуальтериуса (Воутера) Гисартса, Яна Филипа ван Тилена, а так же уже названного Яна ван Хейсума. Так и картины фламандских женщин-живописцев, таких как Алида Витхоос или Якоба Мария Троост ван Никеле.

Приходите и попытайтесь расшифровать язык цветочной символики.