Попытки прорыва блокады. «Дорога жизни» в годы ВОВ в Ленинграде

08/02/2014

Попытки прорыва блокады. «Дорога жизни» в годы ВОВ в Ленинграде

С самого начала блокады в Ленинграде в сентябре 1941 года Советские войска все время предпринимали попытки прорвать кольцо немецких войск, окруживших город. Наиболее благоприятным местом для соединения защищавших осажденный город войск Ленинградского фронта и наступавших со стороны «большой земли» войск Волховского фронта был признан участок от южного берега Ладожского озера до поселка Мга, где расстояние между обеими группировками войск было минимальным – 12 км. Этот участок назвали «синявинско-шлиссельбургским выступом».

Несмотря на кажущуюся легкость задачи, 18-ая армия Вермахта сумела твердо закрепиться на этой земле и создала мощные укрепления. В течение 1941-1942 годов она успешно противостояла всем наступательным действиям Красной армии. В ходе двух Синявинских сражений 1941 года Любанской и Синявинской операций 1942 года Советские войска не только сумели прорвать блокаду, но и понесли серьезнейшие потери личного состава и боевой техники. Единственным положительным результатом стал срыв немецкой операции «Северное сияние» (нем. Nordlicht), в ходе которой запланировали полностью захватить Ленинград.

Наибольшие потери войска Ленинградского фронта понесли на «Невском пятачке» — единственном плацдарме на левом берегу Невы, который все еще оставался под их контролем. Этот маленький участок земли (500-800 метров в ширину и 2,5-3 км в длину) было крайне важно удержать, чтобы вновь не форсировать Неву. Однако немецкие войска его полностью простреливали. Суммарные потери в личном составе на «Невском пятачке» за весь период с 1941 по 1943 год составили примерно 50 тыс. человек.

Дорога жизни

«Дорогой жизни» называют единственную транспортную магистраль, связывавшую Ленинград с остальной, свободной от немецких войск территорией страны («Большой землей») во время блокады. Она пролегала по льду Ладожского озера, и поэтому была открыта только зимой.

Когда толщина льда становилась достаточной для транспортировки тяжелых грузов, в блокадный город начинали идти грузовики, доставлявшие продовольствие и другие грузы, в которых испытывал потребность осажденный город. Однако даже в зимнее время лед на озере был местами ненадежный: мог проломиться под тяжестью груза. Груженые «под завязку» машины шли на дно, иной раз вместе с водителем и пассажирами. Помощь блокадникам оплачивалась жизнями сотен людей.