Экипировка славянских всадников XIV—XVI века

30/03/2015

Экипировка славянских всадников XIV—XVI векаКак известно, и записей Гербенштейна, который являлся послом немецкого императора, славянские всадники XVI века могли похвастаться кольчатым панцирем и нагрудными доспехами, которые представляли собой соединенные кольца и пластины, чем-то напоминающие рыбью чешую. Такой вид доспехов носил название бахтерец, что в переводе с персидского означает – одежда воина. Это обмундирование было изготовлено из множества пластин, которые были расположены вертикально и соединялись сбоку несколькими кольцами. Разрезы по бокам и на плечах стягивались при помощи специальных ремней, которые сразу бросались в глаза своим металлическим наконечником. Чтобы изготовить подобный доспех, необходимо было использовать до 2 тысяч пластин, которые соединялись между собой так, чтобы перекрывать тело воина в два или три слоя.

Тягиляй XVI века

Тягиляй – это еще один вид одежды славянского всадника, который отличался, прежде всего, своей роскошью и петлями из золота. По крайней мере, так говорится в некоторых документах, согласно которым проводилась опись имущества русских царей. Такое одеяние, чем-то напоминало фактан, который имел короткие рукава и высокий стоячий воротник, набитый ватой. Такое обмундирование могло похвастаться превосходными защитными характеристиками и его использовали в основном не богатые ратники, которые не могли себе позволить более дорогие доспехи. Тягиляй мог изготавливаться из обычной бумажной материи, а сверху для дополнительной защиты к нему присоединялись металлические платины. Дополнялся такой наряд всадника, так называемой бумажной шапкой, которая была изготовлена из шелка или бумажной ткани и иногда дополнительно оснащалась кольчужной сетью и металлической вставкой на нос.

Шлемы

Такой защитный головной убор как шлем, начали использовать на Руси еще в X веке. Самые простые головные уборы, которые практически не имели защиты, в нижней части стягивались обручем, который иногда имел специальный орнамент. Здесь же проделывались отверстия для кольчужного ожерелья, чтобы как-то защитить шею воина. Немного позже помимо шлемов, всадники начали носить маску на нос или на все лицо. По мнению многих археологов, такой головной убор как шлем, был особенно популярен среди славянских всадников XVI века.