Агатовые комнаты: сквозь времена

23/08/2013

Агатовые комнаты: сквозь времена

Екатерина Великая пригласила шотландского архитектора Чарльза Камерона для работы в Царском Селе. При создании Агатовых комнат столкнулись противоречивые взгляды императрицы: желание создать что-то необычное против немецкой сдержанности и экономии. Во время постройки Холодных бань Екатерина велела сократить затраты и перевезти наборный пол из резиденции Александра Ланского, скорее в целях экономии, а не большой любви к умершему возлюбленному. Тем не менее, даже на сегодняшний день императорские апартаменты удивляют своей красотой, после реставрации.

Открытие одного из месторождений красной, с прожилками кварца яшмы на Урале, названной «мясным агатом» за схожесть по виду с говядиной, вызвали у Екатерины желание применить минерал для отделки комнат. Так их и прозвали «агатовыми».

Временные последствия

Семь лет строились Агатовые комнаты, а реставрация длилась около трех лет. Потрясающие интерьеры многократно подвергались разрушению: сначала сыном Павлом, увозившим все возможное в свои дворцы. Оставили след революционеры, нанося различные дефекты интерьерам. Тяжелее всего пришлось Агатовым комнатам во время Великой Отечественной Войны. Немецкие оккупанты развели в них, нечто вроде фашистского клуба. Также помещения пострадали от многочисленных пуль и снарядов, а остальные драгоценности вывезены немцами во время отступления.

Исторический след

Полностью восстановить Агатовые комнаты не удалось, несмотря на достаточную финансовую помощь, дело в том, что мастера хотели сохранить исторический след. Около 200 кв. м стен были отшлифованы до зеркального блеска. Семь помещений было восстановлено.

Процесс реставрации оказался труднее, чем воссоздание Янтарной комнаты. Не знали, как поступить с разрушенными каминами Большого зала, но аналоги сохранились в Александровском дворце. Создали копии, однако, не стали делать их в мраморе. Паркет Ланского не стали «чинить», сохраняя зазоры. Уцелела мозаика из Флоренции, которая придавал красоту стенам кабинета. Сохранились две вазы XIX века, императорский столик из кабинета вернулся на свое место после аукциона за 250 тыс. долларов.

Изображения на плафоне Овального кабинета не были восстановлены, а только доработали оставшиеся. Зато ветви в руках скульптур Большого зала были вновь созданы с поразительной схожестью с оригиналом. Видимо тайны несравненного искусства до сих пор вдохновляют реставраторов.