Вакантное место для современного героя
В ТЮЗе покажут постановку пьесы А.Н. Островского «Доходное место» режиссера Дмитрия Астрахана. Для тех, кто знаком с пьесами Островского, непременно удивляет актуальность его текстов. За, казалось, нарочитой легкостью сюжетов, комедийностью ситуаций стоят гораздо более актуальные вопросы, которые и наше общество решает-решает, решить не может.
Сюжет незамысловат. Две сестры выходят замуж. Одна за чиновника, берущего взятки, вторая за молодого идеалиста, желающего зарабатывать честным трудом и оттого отказывающегося от хорошего места. Основное время спектакля занимают терзания героя, желание обеспечить семью и невозможность продать свои принципы. Когда же под натиском обстоятельств он сдается и приходит к дядюшке за доходным местом, тот иронично выговаривает ему за его романтическую натуру. И здесь наступает кульминация — герой отказывается от заманчивого предложения. Поступок небывалый во все времена.
Сам режиссер, выбравший пьесу для постановки, заявляет о ее злободневности, и дело не только и не столько в коррупции, хотя и в ней тоже. Роскошная жизнь, виллы, яхты, карьера и гламур стали целью жизни. Сейчас, когда чиновничий аппарат распух до немыслимых размеров, а рабочие профессии не престижны и неактуальны, сложилась такая ситуация, при которой обходить закон обыденность. И нормой и среди чиновников, и среди обывателей. Никого не удивляет новость о крупных откатах или махинациях, это стало, скорее, поводом для незлых шуток по телевидению и предметом зависти на кухне. Более того, от порядочности так отвыкли, что она удивляет, даже раздражает.
Если ты не умеешь воровать или не хочешь этого делать, значит, что-то с тобой не в порядке. Истории Запада о суде над бывшим чиновником высокого ранга за мзду в несколько сот евро вызывает ироничную усмешку, мол, с жиру бесятся. А то, что наши берут шестизначными цифрами, наоборот, вызывает уважение. И вот этот выворот всех понятий справедливости и законности — теперь норма. Когда в таких условиях появляется человек с «устаревшими» принципами, ему приходится столкнуться и с системой, и с общественным мнением. Тут-то его воззрения перековываются в жизненную позицию, выстраданную, пережитую. Процесс, вероятно, нечастый: в любые времена принципиальность больше относится к сказочным атрибутам, однако «юноша бледный со взором горящим», возможно, и задумается. Об этом спектакль Дмитрия Астрахана «Доходное место».