Роскосмос создаст многоразовую ракету-носитель

21/08/2015

После 25-летней паузы Роскосмос возобновляет работу над многоразовыми кораблями-носителями, позволяющими выводить спутники на орбиту. В проекте государственной программы на перспективу до 2025 года, которая в настоящее время находится на согласовании в министерстве, предусмотрена разработка «ракетного комплекса с носителем легкого класса многоразового использования на борту». Это будет ракета с возможностью включения 1 крылатой ступени, которая после разъединения со 2 ступенью возвращается к месту запуска.

Роскосмос создаст многоразовую ракету носитель

Поэтапная программа создания ракеты

Финансирование проекта начнется в 12021году, а уже с 2019 будут вестись его разработки. В общей сложности на всю программу планируется истратить 12,5 миллиарда рублей. Ученые уверены, что средства должны быть направлены на производство первого образца многоразовой ракеты, а необходимую инфраструктуру можно построить из средств ФЦП на реконструкцию отечественных космодромов. На первом этапе будут назначены предварительные наземные испытания, а полет в космос с возвращением планируется на период действия новой программы (с 2019 года).

Незачем изобретать колесо

Идея возрождения проекта «Энергия-Буран» так или иначе обсуждалась в последнее время. У римеру, экс-президент корпорации «Энергия» В. Лопота  с высокой трибуны призывал руководителей отрасли не изобретать колесо, а создать свехтяжелый носитель по уже испытанным образцам «Энергия-Буран». Такой аппарат будет необходим для пилотируемых полетов на Луну.

1 ступень ракеты-носителя с маршевыми двигателями – самая дорогостоящая в производстве, ее стоимость составляет от 10 до 70 миллионов долларов. Идея возвращения этой ракеты и последующего ее использования отрабатывается сейчас не только в России, но и в других странах, работающих над космическими программами, прежде всего США.

Испытания ученых США

НАСА уже предпринимались попытки посадить первую ступень Falkon-9R на судно в Атлантике.  Первые опыты успешными назвать нельзя – ступень возвращалась на судно, но из-за слишком резкого приземления разрушалась. Но прогресс очевиден, и расчет правильной посадки – надо полагать, дело недалекого времени.

«Мы хотим спасти первую ступень, не задумываясь, насколько это необходимо, – считает А.Ионин, член-корр академии космонавтики им. К. Циолковского. Ракетные двигатели еще никому в мире не удалось применить повторно. Необходимо смотреть, насколько это предприятие будет экономически выгодным. Нельзя забывать, что многократное использование двигателей снижает их надежность. Кому нужна экономия в 20 процентов, если при этом ракета станет взрываться во много раз чаще?»

Ученый читает, что лучшим вариантом для снижения стоимости запусков ракет могло бы стать удешевление их двигателей, стоимость которых на сегодня составляет до 50 процентов от стоимости ракеты.