Операции в акватории Балтийского моря и Ладожского озера
Помимо роли флота, который проводил боевые действия на суше, стоит отметить их деятельность в акватории Балтийского моря, а также Ладожского озера.
Флот на протяжении довгого времени обеспечивал работоспособность «Дороги жизни», а также водного сообщения с Ладожской флотилией. Осенью 1941 года в блокадный Ленинград общей сложностью было доставлено 60 тысяч тонн различных грузов, продовольствия было доставлено 45 тысяч тонн. А из самого Ленинграда произвели эвакуацию свыше 30 тысяч человек. На восточный берег было доставлено почти 20 тысяч солдат красноармейцев и командиров. В 1942 году было доставлено уже 790 тысяч тонн грузов, половину из этой цифры составляли продукты питания. Эвакуировано за этот год 540 тысяч человек, а также 310 тысяч тонн грузов. В 1943 году передали 208 тысяч тонн различных грузов. Как видно из этих цифр дорога жизни была очень важной частью в блокаде Ленинграда.
Балтийский флот с 1942 года по 1944 год оказался закрытым в пределах Невской губы. Боевым операциям Балтийского флота препятствовало минное поле, которое немцы сделали еще до войны. Они поставили 1060 якорных мин, а также 160 донных бесконтактных мин. А через месяц на северо-западе острова Найссаар мин стало больше практически в десять раз, причем там уже были мины как и немецкие так и советские. Соответственно такое минное поле препятствовало действиям подводных лодок. После того как были уничтожены несколько таких лодок, было принято решение прекратить какие либо действия.
После того как блокада с Ленинграда была полностью снята, стало возможным траление мин, в этой процедуре участвовали финские тральщики. Гидрографический отдел Балтийского флота в 1946 году сообщил мореплавателям, о том, что возможно плавание в светлую пору суток от Кроштадта до фарватера Таллин, который на то время уже был практически полностью очищен от мин. В 2005 году правительство Санкт-Петербурга постановило, что 5 июня 1946 года считается днем прорыва морской минной блокады, данный день является официальным праздников города. Причем траление этих вод продолжалось, вплоть до 1957 года, а полностью все воды Эстонии открыли для рыболовства и плавания в 1963 году.
Безвозвратные потери состава КБФ за время блокады Ленинграда составили 55890 человек. Морякам, которые на протяжении всего времени защищали «Дорогу жизни» на острове Сухо, в 1969 году при помощи комсомольцев Смольнинского РК, установили мемориальную доску.
Источник http://patariy.ru