История моделей Porsche RSR

03/02/2023

История моделей Porsche RSR

Когда модель Porsche получает обозначение RSR, нет никаких сомнений: этот автомобиль создан для гонок, максимальной динамики на гоночных трассах и наилучшего синтеза производительности, экономичности и управляемости. В течение последних 47 лет 911-й, разработанный специально для автогонок, с эмблемой RSR на задней части с оглушительным успехом одерживал победы и титулы в крупнейших гонках мира. Первый гоночный автомобиль этой серии — 911 Carrera RSR 2.8 — безупречно дебютировал в 1973 году. Абсолютную победу в гонке «24 часа Дайтоны» одержали американцы Херли Хейвуд и Питер Грегг. В том же году версия с 3-литровым оппозитным двигателем одержала убедительную победу в своем классе на «24 часах Ле-мана» (carracer).

Прототипом всех моделей Porsche RSR стал 911 Carrera RSR 2.8, созданный для сезона 1973 года на базе Carrera RS 2.7 в качестве прототипа, соответствующего правилам FIA Group 4. По сравнению с уже облегченной серийной моделью новые функции скромны. Задние колеса увеличены на 50 мм в ширину, мощность 6-цилиндрового оппозитного двигателя увеличена за счет большего диаметра цилиндров, а так называемый спойлер «утиный хвост» на крышке двигателя постепенно перерастает в настоящее заднее антикрыло. В свой первый гоночный сезон компания Porsche выпустила новую версию с 3-литровым оппозитным двигателем. За ним следует 2,1-литровый двигатель с турбонаддувом. В 1974 году RSR с турбонаддувом стал первым автомобилем с турбонаддувом, вошедшим в историю Ле-мана. Тем не менее, безнаддувный двигатель большой мощности по-прежнему остается предпочтительным двигателем в гонках GT. Новый Porsche 911 RSR (2019 модельного года) оснащен 4,2-литровым 6-цилиндровым двигателем — самым большим оппозитным двигателем, который когда-либо устанавливался на заводе на гоночную модель 911. Помимо чистой динамики, экономичность, надежность и управляемость всегда были важны. в центре событий.

«Я часто езжу на исторических гоночных автомобилях Porsche 911. Что меня впечатляет каждый раз, так это то, что все они создают типичное ощущение 911 — независимо от года выпуска. Основные черты сохранены», — объясняет заводской пилот Патрик Лонг (США). Американец является страстным поклонником марки Porsche. В своем доме в Лос-анджелесе Лонг регулярно организует встречи классических автомобилей Porsche под девизом «Luftgekühlt». «Первый RSR 1973 года потрясающий, — говорит калифорнийец. «Двигатель с воздушным охлаждением невероятно отзывчив, выхлоп часто выбрасывает пламя, обратная связь от шасси точна, а эффективность торможения просто потрясающая. Конечно, в последней версии Porsche 911 RSR все значительно лучше, но это становится понятно любому водителю за рулем классической модели, что RSR всегда был исключительным автомобилем. Модель 1973 года была создана для быстрой езды».

Разработка двигателя: боксер сильно бьет

Прототипы RSR с 2,8-литровыми двигателями 1973 года выдавали 290 л.с. (213 кВт), 3-литровый со следующего года достигает 330 л.с. (243 кВт). Производственный агрегат серии Carrera RS претерпевает лишь незначительные изменения. Диаметр цилиндров 92 мм; ход поршня, составляющий 70,4 мм, остался неизменным по сравнению с дорожным автомобилем. Коэффициент сжатия 10,3:1 по сегодняшним меркам довольно умеренный. 6-цилиндровый атмосферный двигатель сзади развивает 294 Нм крутящего момента. В гоночной версии масляный радиатор установлен в передней части автомобиля.

В новом Porsche 911 RSR, созданном на базе динамичного спортивного автомобиля 911 GT3 RS, допущенного к эксплуатации на дорогах общего пользования, двигатель установлен перед задней осью для лучшего распределения массы. В гоночной версии новейший 4,2-литровый оппозитный двигатель RSR развивает мощность около 515 л.с. (378 кВт), ограниченный нормативными требованиями (Balance of Dynamics) при участии в FIA WEC и североамериканской серии IMSA. Крутящий момент увеличен более чем в два раза по сравнению с Porsche 911 Carrera RSR 2.8 — при значительном улучшении экономичности. Ur-RSR оснащен стандартной 5-ступенчатой механической коробкой передач Type 915. Сегодня мощность активируется системой привода по проводам и передается на приводные валы через 6-ступенчатую секвентальную коробку передач с постоянным включением передач. Передачи можно переключать с помощью кулисного переключателя отключения питания всего за миллисекунды. «Я думаю, что самая большая разница между тогда и сейчас именно в этой области», — объясняет заводской пилот Ромен Дюма (Франция). «Раньше при переключении на пониженную передачу нужно было ставить левую ногу на сцепление, а правую — на тормоз и акселератор одновременно. Без двойного нажатия на сцепление ничего не получалось. Это было похоже на чечётку. Также правая рука должна была быть на рычаге переключения передач. Это был большой вызов. В наши дни водителям стало легче благодаря техническим усовершенствованиям практически во всех областях – вы можете ехать с максимальной скоростью гораздо стабильнее на новом Porsche 911 RSR».

Развитие шасси: все стало легче

При разработке 911 Carrera RSR 2.8 для сезона 1973 года инженеры Porsche совершили настоящую революцию. Несмотря на многочисленные элементы безопасности, в том числе стальной каркас безопасности и большой 120-литровый топливный бак, гоночный прототип весил всего около 900 кг. Это означает, что гоночный автомобиль такой же легкий, как серийная модель Carrera RS. Инженеры достигают этой цели, потому что уже в 1970-х годах они используют ультрасовременные материалы: двери, передние крышки и боковые окна сделаны из пластика. Первый RSR не только легкий, но еще и узкий и короткий. Автомобили последнего поколения стали примерно на 50 см шире, на 40 см длиннее и имеют увеличенную на 30 см колесную базу. Астерикс превращается в Обеликса, но без ущерба для его ловкости и ускорения. Наоборот: многочисленные варианты настройки кинематики Porsche 911 RSR-19 гарантируют наилучшие возможные настройки для всех характеристик и условий на гоночных трассах. Кроме того, оптимизированное распределение массы с двигателем, установленным перед задней осью, обеспечивает видимые преимущества. «В Porsche 911 Carrera RSR 2.8 1973 года всегда происходит много движения. В новых автомобилях у нас больше нет таких огромных раскачивающих движений, и при этом у нас нет значительной недостаточной поворачиваемости. Но это очень весело», — говорит Ричард Литц. Опытный заводской пилот из Австрии добавляет: «При торможении и прохождении поворотов приходится ждать идеального момента во время смены нагрузки, чтобы снова оттолкнуться ногой. Если вы не сделаете это правильно, это усложнится; это огромный вызов для нас, пилотов. Первый RSR мне больше всего нравится. Здорово управлять этой машиной на максимальной скорости. Такая машина хочет, чтобы ее вели быстро. Со всеми моделями RSR это, так сказать, подход к конкретной породе».

Время круга в Ле-мане: на 30 секунд быстрее, несмотря на укороченные прямые

Технический прогресс моделей Porsche RSR хорошо виден на секундомере. В 1973 году Гис ван Леннеп (Нидерланды) и Герберт Мюллер (Швейцария) одержали победу в классе и заняли 4-е место в итоговом зачете «24 часов Ле-мана», показав среднее время круга 4:20 минуты. Их квалификационное время примерно на 5 секунд быстрее. На тогдашней трассе Ле-мана протяженностью 13 640 км все еще не хватало шикан легендарной прямой Mulsanne. В настоящее время на длинном пути от поворота Terte-Rouge до крутого поворота Mulsanne автомобили вынуждены дважды снижать скорость из-за шикан. Круг Ле-мана сегодня всего на 14 метров короче, чем в 1973 году, но время круга совсем другое. В 2018 году заводской пилот Джанмария Бруни (Италия) установил новый квалификационный рекорд для автомобилей GTE со временем 3:47,504 минуты.