Создание в Петербурге конно-железной дороги
Во втором пятидесятилетии девятнадцатого века территория Санкт-Петербурга очень быстро росла, также как и население города. В шестидесятые годы встал вопрос, связанный с организацией внутригородского транспорта.
В пятьдесят втором году, девятнадцатого столетия во Франции, в первый раз для перевозок внутри самого города начали использовать большие кареты, которые были поставлены на рельсы. А передвигались такие кареты при помощи лошадей. В Петербурге обратили очень пристальное внимание на такое изобретение, и уже в шестидесятом году 19-го века, в городе можно было увидеть первую конно-железную дорогу (грузовую). Через два года конки начали перевозить и людей. После этого создали «Товарищество конно-железных дорог», которому удалось заключить соглашение с Городской Думой на открытие необходимого движения конки по Невскому проспекту. Уже на следующий год, такой вид городского транспорта можно было увидеть на Невском. Через некоторое время открыли еще несколько линий.
Внешний вид конки напоминал деревянные вагоны, которые были одноэтажными, однако в более частых случаях — двухэтажные. Одноэтажная конка передвигалась при помощи одной лошади, двухэтажная – при помощи двух. Средняя скорость конки достигала восьми километрам в час. Пассажиры находились в нижней части вагона, однако имели возможность по винтовой лестнице приподняться на верхнюю площадку. Проезд в верхней части вагона, стоил 2 копейки, в нижней части – 5 копеек.
Такая дорога оказалась, действительно, очень необходима городу: было подсчитано, что только за период 1863-1864 — в Петербурге, конке удалось перевезти около полутора миллионов человек. К семьдесят седьмому году в городке удалось проложить двадцать пять новых маршрутов конно-железной дороги. Стоит отметить, что были также созданы конные парки.
В восьмидесятых годах сделали попытку заменить лошадей паровозами. Именно в этот момент провели несколько испытаний, к тому же даже проложили 2 специальные линии. Маленькому паровозу удалось тянуть уже не 1, а целых 2 — 3 вагона. Однако на главных улицах Петербурга использовать такие паровозы нельзя было, и в связи с этим линии паровой конки проложили в пригородных, а также заводских районах города. В период начала двадцатого столетия, общая протяженность всех имеющихся маршрутов конки составила около ста пятидесяти километров.