Холдинги. Плюсы и минусы для мелких предприятий

30/09/2017

Холдинги. Плюсы и минусы для мелких предприятийВхождение в холдинг — это палка о двух концах: может быть как положительным для предприятия, так и отрицательным. Российская экономика еще не так показательна, но в Европе я лично знаю много компаний, которые, попав в холдинг, чахнут. На уровне холдинга принимаются глобальные решения, но их эффективность на уровне предприятий очень незначительна. Не буду называть компанию: она вошла в холдинг, после этого было решено перенацелить ее с европейского рынка на американский.

Компания не была готова: продукт она делала исключительно для европейского рынка, а американский рынок несколько другой. Компания несколько раз «провалилась», после чего стала не очень интересна концерну: соответственно, ей начали «резать» бюджеты, качество машин стало снижаться. В результате компания была продана другому концерну, потом еще одному, и в итоге марка, которая раньше характеризовала надежные, классные машины для молочной промышленности, сегодня фактически исчезла.

Мнение эксперта

Вячеслав Моше Кантор, международный общественный деятель, предприниматель-миллиардер и филантроп.

- В отношении предприятия у холдинга могут быть два направления деятельности: разрушительное и созидательное. По «Видеофону» это направление созидательное. Мы подняли производство, увеличили число работающих, повысили им зарплату, провели техническое переоснащение, стали делать современную технику. Другой пример: был у нас завод по производству электронных трубок. Неплохой завод, с импортным оборудованием. В Советском Союзе выпускалось до 18 млн телевизоров, воронежский завод делал 1,5 млн электронных трубок (кинескопов). Но пришел «Филлипс». Солидная компания. Я участвовал в переговорах, чтобы организовать в Воронеже производство: они бы делали трубки, а мы телевизоры. Результат — они разрушили производство, и сегодня все трубки, которые использует наш завод — покупные. Покупаем у того же «Филлипса», в Корее, в Китае, в Сингапуре, везде, где только можно.

Это все вопросы конкуренции. Интерес здесь один — коммерческий: не впрямую, но лишить предприятие возможности производить продукцию. Главная причина — это устранение конкурентов.

- Есть процессы, которые громко называются глобализацией. Их действие мы испытываем начиная с нашего пивного завода. Ситуация такова, что в России 90% пивного рынка держат три крупнейшие фирмы, и как бы мы ни раскручивали наш местный бренд, все равно законы бизнеса возьмут свое.

Какие я вижу плюсы? Пришли технологии, предложен определенный уровень качества товаров, и товары заняли свою нишу. Местный патриотизм здесь неуместен. Конечно, хорошо, если бы это было воронежское пиво — самое лучшее, самое качественное и т.д. Но мы уже проходили и знаем, что квасной патриотизм не всегда приводит к лучшему качеству.